Социология семьи
Суббота, 25.06.2016, 02:42
Приветствую Вас Гость | RSS|Карта сайта
Главная |Лекции|Социология управления|Социальное фото:1 2 3 4 5|Социология семьи | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Друзья сайта
Статистика
Социология

Социология семьи


СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
- отрасль социологии, изучающая социологию семьи - социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной
моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из важнейших
отличительных особенностей этой системы заключается в том, что социология семьи
одновременно обладает характерными чертами социального института и малой социальной группы .
Как социальный институт социология семьи обладает моральным и правовым узаконением,
общественной и государственной поддержкой, характеризуется
совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения,
регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми и
другими родственниками (например, между прародителями и внуками,
братьями и сестрами и др.). При анализе соц.семьи как социального института
обычно рассматриваются не конкретные С.,(Сокращение С. - социология семьи) а образцы семейного поведения,
специфичные для определенного типа культуры или социальных групп,
характерные роли и распределение власти в С. В качестве малой социальной группы С. функционирует как основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении) социальная общность ,
члены которой связаны единством быта, взаимной моральной
ответственностью и взаимопомощью. При анализе С. как социальной группы
основное внимание обращается на специфику формальных и неформальных
санкций в сфере брачно-семейных отношений, выяснению причин и мотивов,
вследствие которых люди женятся, любят или ненавидят, мстят друг другу,
стремятся иметь детей или не иметь их, а их брачный союз оказывается
устойчивым или неустойчивым, счастливым или нет.

С.С. уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и функций
С. Структура С. - это не только ее количественный состав и число
совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей
отношений ее членов. По структурным особенностям различаются С.
нуклеарные и расширенные. Нуклеарная С. - это семейная
структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их
иждивении. В большинстве обществ именно такая С. считается важным и
даже основным социальным объединением. Расширенная С. - такая
семейная структура, которая помимо нуклеарной С. (супругов и их детей)
включает других родственников, например, дедушку и бабушку, внуков,
дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.

Структура С. далеко не всегда совпадает со структурой брака, что
обусловлено различиями этих двух тесно связанных друг с другом, но
все-таки разных социальных явлений.

С. - это групповое взаимодействие внутри малой социальной общности,
члены которой связаны единством быта, взаимной помощью и моральной
ответственностью. А брак - это определенное правовое
отношение, порождающее права и обязанности вступивших в брачный союз
мужчины и женщины по отношению друг к другу и к детям. В реальной
действительности брак функционирует как социально признанный союз полов
между двумя или большим количеством индивидов. По своим структурным
параметрам выделяются следующие формы брака:

1) Моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной, наиболее распространенная форма брака в современных развитых обществах;

2) Полигамия - брак между одним и несколькими дружными индивидами, выступающий в двух основных разновидностях: полигиния - брак между одним мужчиной и несколькими женщинами; полиандрия - брак между одной женщиной и несколькими мужчинами;

3) Групповой брак - брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

В зависимости от предпочитаемого партнера брак может быть экзогамией (характерным для первобытнообщинного строя запретом браков в пределах одной родственной группы) и эндогамией (брачной связью внутри определенной социальной группы, например, внутри племени).

По мере развития общества брак из преимущественно экономического
института все больше превращается в морально-правовой союз мужчины и
женщины, основанный на любви, личном выборе. Происходит
перераспределение обязанностей мужа и жены в экономическом обеспечении
С., ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. В результате
ослабления давления экономических и правовых уз в современной С.
возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении ее устойчивости
и прочности.

Функции социологии семьи органично связаны, с одной стороны, с интересами
общества, а с другой - с интересами, запросами и ожиданиями личности,
входящей в состав семейной группы. С., функционирующая в качестве
социального института, тесно связана с производством и распределением
материальных благ. Включаясь в процесс производства материальных благ,
трудоспособные члены С. осуществляют функцию добывания средств к жизни,
в том числе для нетрудоспособных и несовершеннолетних членов С., т.е. экономическую функцию.
Успешное осуществление С. данной функции позволяет ей непосредственно
включиться в экономическую структуру общественного производства,
благотворно влиять на нее и вместе с тем определяет уровень
материального благосостояния С. как особого социального института. С
ней тесно связана хозяйственно-бытовая функция, проявляющаяся в
оказании хозяйственно-бытовых услуг одними членами С. другим.
Совместное ведение хозяйства повышает удовлетворенность обоих супругов
как бытовой устроенностью семейной жизни, так и хозяйственностью
супруга, но одновременно снижает уровень социальной напряженности и
конфликтности, возникающей тогда, когда в С. хозяйничает один из
супругов.

Важнейшей функцией С. как социального института и малой социальной группы является репродуктивная
функция, реализуемая в биологическом воспроизводстве населения и в
удовлетворении естественной потребности в детях. Она включает в себя не
только физическое (деторождение), но и духовно-нравственное
воспроизводство человека в С.: духовно-нравственная потребность в
ребенке, стремление иметь его от любимого человека, иметь духовное
родство с детьми.

Весьма существенной функцией, осуществляемой С. как социальной группой, является функция среды формирования прочных устойчивых эмоционально насыщенных взаимодействий трех родов: 1) супружества (между мужем и женой - любовь, эмоциональная поддержка, духовное общение, физиологическая совместимость и т.п.); 2) родительства (рождение и воспитание детей); 3) родства (взаимодействие с братьями, сестрами, дедушками, бабушками, внуками, дядями, тетями и др.).

Важной функцией, свойственной С., является осуществление первичного социального контроля.
Ее содержание составляют моральная регламентация поведения членов С. в
различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация обязательств
между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и
младшего поколений. Сюда входит формирование и поддержание моральных и
правовых санкций при нарушении социальных норм членами С.

Весьма существенное значение имеет воспитательная функция С.,
осуществляющая социализацию молодого поколения и определяющая
ответственность родителей за духовно-нравственное, эстетическое,
патриотическое, физическое воспитание детей, их личностную и
гражданскую самореализацию.

С ней тесно соприкасается и взаимодействует функция духовного общения,
обеспечивающая развитие членов С., их духовное взаимообогащение,
поддержание дружеских отношений и моральную ответственность друг перед
другом.

С. выполняет в обществе и социально-статусную функцию,
определяющую важную роль С. в воспроизводстве социальной структуры
общества. Ее содержание реализуется в предоставлении членам С.
определенного статуса и в удовлетворении их потребностей в социальном
продвижении к более благоприятным и престижным статусам и ролям.

Досуговая функция С. имеет своей целью организацию
рационального и благотворного для членов С. проведения свободного
времени, оказание им поддержки в развитии своих способностей и
талантов, в удовлетворении потребностей в совместном ведении досуга,
взаимообогащении интересов.

С нею взаимопереплетается рекреативная функция,
ориентированная на совместный отдых членов С., на восстановление их
сил, израсходованных в процессе труда или обучения.

Существенную роль играет эмоциональная функция С.,
направленная на эмоциональную стабилизацию семейных отношений,
получение индивидами психологической поддержки в С., удовлетворению их
потребности в любви и личном счастье.

Невозможно представить С. без выполнения ею сексуальной функции,
без которой невозможно осуществление репродуктивной и некоторых других
функций. Сексуальная функция включает в себя удовлетворение сексуальных
потребностей мужа и жены и определенный контроль за способами
реализации этих потребностей, направленность которых должна переходить
от сексуальных ориентаций от "Я" к "Мы" - концепции.

Семейные функции действуют не отдельно друг от друга, а образуют
динамичную и целостную систему, которая развивается в течение всех
жизненных циклов С., но развитие это протекает успешно и благотворно
для всех только в том случае, если членов С. связывают глубокие и
сильные эмоциональные связи, прежде всего любовь. Любовь - это
сложное, интенсивное, напряженное и относительно устойчивое интимное
чувство индивида, физиологически обусловленное сексуальными
потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой
представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности
другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном
чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. "Любовь, -
по утверждению С.Л. Франка, - есть всеобщее драгоценное благо, счастье
и утешение человеческой жизни - более того, единственная подлинная ее
основа, - это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная
человеческой душе".

Сейчас много говорят о свободе любви, спорят о том, что включает в
себя это понятие. Подчеркнем: свобода любви - это не "свобода перемены
сексуальных партнеров или мужей и жен", а свобода при вступлении в брак
от утилитарных соображений (богатство, влиятельные связи будущего
супруга и т.п.). от влияния различных предрассудков (сословных,
национальных, религиозных, субкультурных и др.), от вмешательства
третьих лиц - родителей, друзей, сослуживцев и т.д., т.е. свобода
заключать семейный союз по личной склонности, по личному выбору, по
любви. Только свобода может обеспечить устойчивое и прочное супружеское
счастье, чего так часто, к сожалению, не хватает многим современным С.

Взаимопереплетение и взаимоусиление функций С. оказывает
благотворное влияние на социальное самочувствие, психическое состояние
и физическое здоровье человека. Установлено в частности (данные
исследований, проведенных итальянскими социологами), что женатые
мужчины умирают от болезней сердца на 34,6% реже, чем холостые, и на 105,6% реже, чем разведенные; от рака легких - на 14,3% реже холостых и на 132,1% - разведенных; от рака пищевода - реже холостых на 40,7%, разведенных - на 77,8%; от гипертонии реже холостых в 2 раза, реже разведенных - в 2,5 раза; от цирроза печени реже холостых в 3 раза и разведенных - в 7 раз.

С.С. изучает не только структуру и функции С., но и распределение
властных отношений в ней, которые радикально изменялись на протяжении
истории ее развития. В условиях раннего периода первобытнообщинного
строя, в котором главная роль в сохранении устойчивости рода и в
воспроизводстве детей и в наследовании имущества отводилось женщине, власть в С. принадлежала женщине, в первую очередь матери, а такая С. называется матриархальной.

На более поздних стадиях исторического развития, когда преобладающую
роль в хозяйственной деятельности, в обществе и в С. приобрели мужчины
(это происходило в условиях разложения первобытнообщинного строя,
возникновения частной собственности, классов и государства), а
наследование имущества стало осуществляться по мужской линии, семейная
система стала патриархальной. Этот термин обозначает власть мужчин
над другими членами С. Такой тип властных отношений в С. считается
общепринятым и часто узаконенным в Германии, Японии, Бразилии. Иране,
Таиланде и многих других странах.

В последние два-три десятилетия по мере увеличения числа работающих
женщин и роста их экономической самостоятельности во многих
индустриально развитых странах - США, Франции, Швеции, России, Беларуси
и др. - влияние и власть в С. распределяется между мужем и женой почти
в равной степени. Такая семейная система называется эгалитарной (от
франц. эгалите - равенство).

Рассмотренные три типа отношений характеризуют еще один важный
аспект структурной динамики С. - структуру власти и лидерства в
семейной общности. Этот аспект органически взаимосвязан с другим - с
ролевой структурой С., с распределением в ней ролей мужчин и женщин.
Эта сторона семейной жизни обстоятельно исследована Е. Весельницкой,
которая выявила и детально охарактеризовала несколько типичных семейных
ролей и их значимость для семейного благополучия. Таковы, например,
характерные для мужчины в С. роли "хозяина", "воина", "шкафа",
"авантюриста", для женщины - "хозяйки", "подарка", "приза", "музы" и др.

Структура С., выполняемые ею функции, распределение властных
отношений в ней своим совокупным действием создают специфические
особенности в межличностных отношениях ее членов, в их позициях во
взаимодействии друг с другом, в их ценностных ориентациях и
предпочтениях. Если названные факторы взаимодействуют друг с другом без
глубоких расхождений и противоречий, то под их благотворным
воздействием складываются и упрочиваются следующие структуральные особенности:

1. Положительная эмоциональная направленность межличностных отношений членов С.

2. Сплоченность семейной общности, единство ее целей, задач, ценностных ориентаций, стандартов поведения.

3. Эмоционально насыщенные, согретые любовью и заботой друг о друге
непосредственные внутрисемейные контакты между супругами, родителями и
детьми.

4. Важная для самоутверждения личности уверенность в собственной нужности и значимости для других.

5. Потребность любить близких людей, помогать, доверять им, заботится о них, ответить любовью на любовь и преданность.

Названные особенности характерны прежде всего для так называемого супружеского
брака, представляющего собой межличностное взаимодействие мужа и жены,
регулируемое правовыми и моральными нормами и поддерживаемое верностью
по отношению к личностно-значимым ценностям - любовь, интимность,
адаптационный синдром, автономия.

Кроме супружеского брака, в современном постсоветском обществе
существуют и некоторые другие типы семейно-брачных отношений.
Существенные изменения в социально-экономических условиях жизни,
приведшие к тому, что в последнее время женщины нередко быстрее и лучше
приспосабливаются к сложно складывающимся рыночным отношениям, чем
мужчины, а мужчины, в свою очередь не всегда оказываются в состоянии
содержать С., а также к росту разводов и более обширному, чем прежде
овдовению, привели к значительному возрастанию численности неполных материнских
С. В такой С. все тяготы семейных забот возлагаются на женщину - мать,
а мужчина - отец - отсутствует, либо появляется в С. изредка в качестве
приходящего сексуального партнера, реже - приходящего папы.

Достаточно широкое распространение получили в последнее время и альтернативные
браки. Под альтернативным браком понимается длительный союз мужчины и
женщины, которые не намереваются юридически оформлять сложившиеся между
ними интимные, имущественные и другие отношения. Такой брак
предполагает верность партнеров друг другу, возможность появления
совместного потомства и заботу о нем, возможность материального
содержания одного из супругов другим.

В последнее время все чаще раздаются голоса о том, что С. не
справляется со своими обязанностями, что современное общество
столкнулось с "кризисом С.". Конечно, в условиях глубокого
социально-экономического кризиса, в котором продолжает функционировать
постсоветское общество, кризисные явления захватили и сферу
семейно-брачных отношений. Но в этих кризисных ситуациях С. не является
самодовлеющей и даже самодостаточной величиной. И в прежние времена,
особенно кризисные (вспомним эпоху упадка римской империи, разложение
средневековья, годы разрухи, последовавшие после Октябрьской революции
и гражданской войны в России) социальный институт С. испытывал
серьезные потрясения, побуждавшие многих говорить о "кризисе С.", но
она все-таки выживала в самых тяжелых условиях и продолжала выполнять
свои основные функции, пусть и в измененной форме. И в современных
социально-экономических и социокультурных условиях она продолжает
оставаться одним из социальных устоев общества и одновременно одной из
важнейших ценностей общества. Достаточно сказать, что подавляющее
большинство населения Беларуси (88%) живет ныне в С., чтобы убедиться в
этом. Характерно, что проведенные Институтом социологии НАН Беларуси в
1993 и в 1997 эмпирические исследования показали: в многоступенчатой
иерархии ценностей современная молодежь последовательно ставит на
первое место С. Такую позицию заняли в 1993 86% респондентов в возрасте
16-29 лет, а в 1997 - 88%. Причем среди молодых женщин высокую важность
для них С. отмечают более 90% опрошенных, а среди молодых мужчин
несколько меньше - 82%. А среди молодых людей, состоящих в браке,
абсолютное большинство опрошенных - 93,3% в качестве наиболее важного
для себя назвали именно С., а уже потом назвали здоровье - 93,10%,
материальное благополучие - 89,2% и другие ценности. Такие ориентации
молодежи свидетельствуют о том, что глобального кризиса С. сегодня не
существует, хотя она, конечно же, испытывает серьезные трудности и
потрясения в условиях продолжающегося длительное время
социально-экономического и социокультурного кризиса.

Каковы же основные трудности и нерешенные проблемы, осложняющие нормальное развитие и функционирование С.?

Среди них, бесспорно, приоритетное место занимает материальная
неустроенность многих, особенно молодежных С. Если в целом в Беларуси в
1996 находились ниже черты бедности 36,7% населения, то в С. с двумя
детьми таких насчитывалось 40,9%, а с тремя детьми - 56,4%. Если более
половины С., в которых обеспечивается расширенное воспроизводство
населения страны, оказывается ниже уровня бедности, это
свидетельствует, насколько животрепещущей является проблема
экономического положения этой важнейшей ячейки общества.

Вторая трудная проблема в развитии современной С. - существенное
снижение среднего ее размера и детности. За период с 1959 по 1996 доля
небольших С., состоящих из двух человек, возросла в Беларуси в 2 раза
(с 17 до 34,6% в общей структуре С.), а доля крупных С., состоящих из 6
и более человек, уменьшилась с 21,5% до 3,1% . Одновременно с
нуклеаризацией (сокращение размера) С. происходит снижение их детности.
За период с 1959 по 1989 г. доля С., не имеющих детей в возрасте до 18
лет, возросла в общей структуре С. в Беларуси с 22 до 42,5%, т.е. почти
удвоилась, при одновременном сокращении С. с 1 ребенком с 32 до 27,7%,
с 2 детьми - с 29 до 24,7%, с 3 детьми - с 17 до 5,1% (более чем втрое).

Третья сложная проблема в развитии современной С. - негативная
динамика браков и разводов. Для Беларуси характерна высокая степень
брачности населения. Большинство мужчин и женщин каждого поколения
раньше или позже вступает в брак. По данным переписки 1989 в возрасте
45-49 лет в республике было всего 3,6% мужчин и 3,3% женщин, никогда не
состоявших в браке. На протяжении длительного времени наблюдается
тенденция к увеличению доли вступающих в брак в молодых возрастах. Если
в 1960 в возрасте до 20 лет среди вступающих в брак было 2,7% мужчин и
12% женщин, то в 1979 уже 4% мужчин и 25,5% женщин, а в 1995 - 5,8%
мужчин и 28,9% женщин. Если считать только вступающих в первый брак, то
показатели еще выше.

В последние годы существенно возросли масштабы распадения браков,
что происходит вследствие овдовения и разводов. Перепись 1989
зарегистрировала, что в возрасте 40-44 года 4,1% женщин и 0,7% мужчин,
а в возрасте 50-54 года уже 12% женщин и 2,3% мужчин овдовели. Более
высокие показатели овдовения среди женщин объясняются как более высокой
смертностью населения мужского пола, так и более высокой интенсивностью
повторных браков среди мужчин по сравнению с женщинами. Еще более
негативна тенденция к возрастанию численности разводов. В 1959 из
каждой тысячи супружеских пар в Беларуси разводилось 2,7, в 1970 - 8,5,
в 1995 - уже 13,4. В 1995 в республике было зарегистрировано 77 тыс.
браков и 42 тыс. разводов. При такой интенсивности разводимости за 25
лет в республике только в результате разводов распадается более трети,
а учитывая растущий уровень овдовения, - почти половина всех браков,
заключенных в 1990-е.

Четвертая трудная проблема, обусловленная сложностями развития
современной С., - снижение рождаемости. Для того, чтобы эта тенденция
выявилась более рельефно, возьмем самый интенсивный по репродуктивности
возраст женщин: 25-29 лет. В 1959 в этой возрастной когорте на 1000
женщин в Беларуси приходилось 177,6 родившихся в среднем за год. В 1970
этот показатель снизился до 134,5, в 1979 - 117,8, 1995 - до 71,7%.
Решающую роль в этом негативном процессе сыграли спад экономического
развития, инфляция, обнищание больших масс населения, появление
безработицы.

В С.С. для определения перспектив рождаемости и выработки
оптимальной, эффективно действующей демографической политики важное
значение придается выяснению мнения различных групп населения об
идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей в С. Идеальное число детей - это представление о наилучшем количестве детей в С. вообще, без учета конкретной жизненной ситуации. Желаемое
число детей - это количество детей, которое респонденты хотели бы иметь
в своей С., исходя из собственных сложностей, но без учета конкретных
семейных обстоятельств. Ожидаемое число детей - это количество
детей в С., которое респонденты намереваются иметь к концу
репродуктивного периода. Проведенный в 1995 опрос показал, что даже
среднее идеальное число детей в С. составляет только 2,2, т.е.
находится на уровне простого воспроизводства и даже ниже. Желаемое
число детей составляет 2,02, а ожидаемое - 1,67. Следовательно,
большинство населения Беларуси ориентировано на одно-двухдетную С. В
России показатели несколько ниже: идеальное число детей составляет
2,08, желаемое - 1,89, ожидаемое - 1,60. За последние 25 лет среднее
идеальное число детей в Беларуси снизилось с 2,9 до 2,17, ожидаемое - с
2,4 до 1,67.

Основными факторами, побуждаемыми молодых женщин Беларуси
отказываться от очередного ребенка, являются экономическая
нестабильность (такую оценку дают 80,6% опрошенных), обеспокоенность
последствиями Чернобыльской катастрофы - 54,8%, неудовлетворительные
жилищные условия (47,6%), трудности совмещения работы с воспитанием
ребенка (33,3%), слишком долгий рабочий день (30,6%). Сумма процентов
здесь оказывается более 100, т.к. респонденты могли указывать сразу
два-три фактора, негативно влияющих на рождаемость.

Очень важное значение имеет выяснение факторов, действие которых
помогло бы молодым женщинам решиться на рождение очередного ребенка.
Проведенный в 1995 опрос в Беларуси показал, что благоприятно повлиять
на повышение рождаемости могли бы следующие факторы: уверенность, что
экономическое положение страны улучшиться (так считают 69%
респондентов), гарантированная и хорошо оплачиваемая работа супруга и
(или) самой женщины (74%), перспектива улучшения жилищных условий
(45,2%), уверенность, что влияние последствий Чернобыльской катастрофы
не опасно (44,8%), возможность найти работу с сокращенным рабочим днем
или частичной занятостью (23,4%). Среди мотивов рождения детей важную
роль играют социально-психологические факторы, такие, например, как
дети делают жизнь по-настоящему семейной (88,8%), дает ощущение
полноценности жизни (94,4%), укрепляет брак (61,1), необходимо для
здоровья женщины (61,1%).

Среди проблем, с которыми приходится сталкиваться в настоящее время
С.С., наиболее острыми являются проблемы молодежных С., к которым
относятся общности супружеских пар, возраст которых не превышает 30
лет. Многие молодые С. находятся в трудном положении из-за низкой
материальной обеспеченности, отсутствия собственного жилья,
неустроенности быта и т.д. Большинство молодых С. испытывают трудности
с жильем (71% С.), денежные затруднения (60% С.), многие - с бюджетом
времени (30% С.), с приобретением товаров для детей (23%), в отношениях
с родителями мужа или жены (21%).

Существенное значение приобретает в настоящее время выяснение факторов, оказывающих влияние на стабильность
С. Поскольку количество разводов увеличивается, особенно важно
учитывать те факторы, которые дестабилизируют внутрисемейные
взаимодействия и способны приводить к распаду семейных общностей.
Решающую негативную роль здесь играет общая дестабилизация
социально-экономической системы, в которой функционирует С. на огромном
постсоветском пространстве. Снижение жизненного уровня большинства
населения, продолжающийся экономический кризис, трудности вхождения в
рыночные отношения, отсутствие уверенности в будущем, плохие жилищные
условия, недостаточная социальная поддержка С., материнства и детства,
угроза безработицы (особенно для женщин) - все эти объективные факторы оказывают дестабилизирующее влияние на С. Их негативное влияние сочетается с социально-психологическими, т.е. субъективными
факторами, оказывающими дестабилизирующее воздействие на современную
С., особенно молодежную. Модели ролевого поведения, жизненные
устремления и амбиции молодых мужчин и женщин в С. сблизились, снизился
уровень их взаимной дополняемости, что привело не столько к реальному
семейному взаимодействию, сколько к его внешней имитации. Зачастую
супруги, родители и дети имитируют семейные отношения, сохраняют их
традиционную внешнюю форму, не вкладывая при этом в них необходимое
внутреннее, эмоционально насыщенное и благотворное для межличностных
отношений содержание. Психологическая общность, необходимая для
стабильности и прочности С., нередко подменяется чисто внешними,
соответствующими принятым в обществе представлениям и приличиям,
показными формами отношений и поведения. Все это, усиленное
материально-экономическими трудностями и неурядицами, отрицательно
влияет на стабильность С., на конфликтность в ней.

Совокупное влияние негативных факторов приводит к ослаблению и обеднению отношений супружества.
В результате число С., характеризующееся сплоченностью, уменьшается, а
тех, где превалирует разобщенность - возрастает. Об этом
свидетельствуют результаты социологических исследований, проведенных в
Могилевской области под руководством Ю.М. Бубнова. Совершенно уверены в
своей супружеской удаче 39,5% опрошенных молодых супругов, считают свой
брак неудачным примерно втрое меньше респондентов - 12,1%, четвертая
часть (26,8%) склоняются к тому, что брак их скорее удачный, чем
неудачный, а каждый пятый (19,6%) затрудняется определить степень
удачности или неудачности своей семейной жизни.

Чем объяснить ухудшение отношений супружества?

Во-первых, существует различный уровень предбрачных ожиданий,
повышены ожидания и, соответственно, притязания женщин значительно
сложнее и выше, чем мужчин, отсюда и более частые их разочарования в
супружестве.

Во-вторых, именно женщины в большинстве случаев несут на себе
основную тяжесть ответственности за семейные дела, а в трудных
социально-экономических условиях, в которых находится большинство
современных С., это вызывает гораздо большую озабоченность и
тревожность у жен по сравнению с мужьями.

В-третьих, внутренний мир мужчины имеет несколько эпицентров:
профессиональный рост, политика, любовь, футбол (хоккей и т.п.),
повседневные дела и т.д., а большинство женщин обладает концентрической
структурой внутреннего мира с единым эпицентром - забота о детях,
поэтому основная доминанта их устремлений, сконцентрированная на С. и
детях, чаще, чем у мужчин, дает сбои, если происходят какие-либо
разногласия, а тем более конфликты в С.

Каков же уровень конфликтности в современной С.?
Социологические исследования, проведенные Ю.М. Бубновым в 1996,
показали, что совсем не ссорятся и не конфликтуют друг с другом 6,1%
опрошенных молодых супругов, ссорятся иногда 77,8%, часто вступают в
семейные конфликты 14,4% респонденов.

Самым первым и поверхностным срезом исследования конфликтов в С.
является выяснение повода, приводившего к конфликтной ситуации. Чаще
всего конфликты в С. возникают по пустякам. Именно этот повод как
наиболее часто встречающийся назвала почти половина опрошенных (47,3%).
Примерно в 2,3 раза меньше в качестве повода выступают
недоброжелательные отношения одного из супругов (или их обоих) с
родителями и (что покажется невероятным, но - это факт) почти в 3 раза
- супружеская неверность.

Но как только от повода мы переходим к глубине и тяжести конфликта
для обоих супругов, картина резко изменяется. На абсолютное первое
место здесь перемещается супружеская неверность. Ее отмечают в качестве
главной причины тяжелого семейного конфликта, чаще всего приводящего к
развалу С., почти треть опрошенных (31%). Отношения с родителями среди
таких причин перемещаются на шестое место, а случайные ссоры и стычки
из-за пустяков - на последнее: их считают нужным выделить в качестве
причины только 9% респондентов, т.е. почти в 3,5 раза меньше, чем
первую из указанных причин.

Если представить всю панораму причин внутрисемейных конфликтов, то
самыми тяжелыми последствиями (в порядке убывания значимости) обладают:
супружеская измена, борьба за лидерство в С., денежные и бытовые
неурядицы.

Социологический анализ выявил отчетливую взаимную связь между
качеством семейной жизни, жизненными установками супругов и частотой
конфликтных ситуаций, складывающихся в различных С. Установлено, что
супруги-неудачники вдвое чаще, чем счастливые супруги, ориентируются на
материальное благополучие (71% выборов у первых и 34% - у вторых). В
итоге оказалось, что меркантилизация брака, особенно молодежного,
"стоит" 70 дополнительных супружеских катастроф на каждую тысячу С.

Сильнейшим стимулятором конфликтности в С. является пристрастие к
алкоголю. Вероятность тяжелой степени конфликтности (часто с
оскорблениями, побоями), нередко приводящей к разводу, для пьющих людей
составляет 52%, для выпивающих по праздникам - 32, а для непьющих -
26%, т.е. вдвое меньше, чем у пристрастившихся к алкоголю.

В развертывании семейных конфликтов или их предотвращении
существенная роль принадлежит взаимоотношениям детей с родителями,
особенно в случае совместного проживания молодоженов с родителями
одного из супругов. Выяснено, что чем хуже муж и жена живут друг с
другом, тем чаще они ссорятся с родителями, как своими, так и супруга.
Причем, если конфликтные взаимоотношения развиваются с родителями
супруга (супруги), то в 92 случаях из 100 проявляется острая и тяжелая
форма конфликтности, в том же случае, когда конфликтный сценарий
развертывается через взаимоотношения с собственными родителями,
напряженность конфликта резко снижается, достигая уровня острой и
тяжелой формы только в 47% случаев, т.е. практически уменьшается вдвое.
Характерно также, что социальное самочувствие молодых жен и мужей в
случае конфликтов с родителями супруга имеет значительное различие.
Так, мужья, часто конфликтующие с родителями жены, в 40 случаях из 100
болезненно переживают состояние зависимости, в то время как жены, столь
же часто находившиеся в конфликте с родственниками мужа, лишь в 12%
случаев доходят до столь же высокой степени ощущения своей
подчиненности, зависимости и т.п.

В развертывании семейных конфликтов, так же как и в других видах
внутригрупповых конфликтных взаимодействий, существенную роль играют
совместимость индивидов, потенциальные возможности возрастания их
сплоченности в различных сферах семейной жизни. Совместимость же
супругов в значительной мере зависит от их характерологических
особенностей. В частности, в удачных браках, где нет тяжелых
конфликтов, чреватых угрозой развода, женщины в качестве основных
факторов, способствующих счастливой семейной жизни, поставили на первое
место предприимчивость мужчин (59%) в удачном сочетании с умом (57%) и
добротой (53%). Совершенно противоположное значение получает женская
деловитость: у деловых женщин благоприятные последствия семейные
конфликты имеют только для 5% опрошенных, зато риск супружеской
катастрофы у них самый высокий - 47%. О разводе всерьез задумываются
каждый третий (34%) приверженец социального образа деловой женщины. Для
сравнения отметим, что среди женщин, отличающихся добротой, неудачный
брак, заполненный ссорами и конфликтами, сложился только у 12%, а
удачный бывает у них почти вчетверо чаще - у 45% опрошенных.

Серьезные трудности, испытываемые современной С., особенно
молодежной, приводящие к отказу многих молодых людей от вступления в
брак, к малодетности или бездетности, к росту числа рождений у
подростков, (в 1997, например, в Беларуси дали жизнь 1160 детям
несовершеннолетние девочки), к отказу возрастающего количества молодых
женщин от своих детей в роддомах и т.п., приводят на общем фоне
нуклеаризации С. к изменению ее ролевой структуры, в том числе и в
отношениях: взрослый - ребенок. В сложной С., где взаимодействовали
несколько поколений: родители, дети, прародители и т.п., младшие под
воздействием старших и, воспринимая от них определенные представления и
навыки, постепенно вступали в роль взрослого по отношению к более
младшему. Иными словами, они в самой С. усваивали роль взрослого с
определенным уровнем ответственности и способности принимать решения. В
условиях нарастающей нуклеаризации и малодетности С. подобное ролевое
усвоение становится все более редким и малоэффективным, ибо даже
взрослеющий ребенок усваивает и выполняет только одну уготованную ему
роль - ребенка, перенося ее затем и во взрослую жизнь. Отсюда
беспокоящая широкую общественность проблема роста инфантильности,
снижения уровня самостоятельности и ответственности молодых и, в
конечном счете, девальвация у многих из них ценности С.

В этих условиях возрастающую значимость приобретает научно
обоснованная и целеустремленно осуществляемая Государственная семейная
политика и вытекающая из нее социальная защита Социологии семьи


Социология
Социология | Лекции по социологии | Социальные институты | Методы социологического исследования | Социология реферат | Социология семьи | История социологии | Основы социологии| По всем вопросам обращайтесь через эту форму
Сайт управляется системой uCozsociology2015.ru © 2016